Предания о святых Чернигова - Чернігів для туриста
Неділя, 11-Грудень-2016, 02.11.44
Вітаю Вас Гість | RSS
Форма входу
Логін:
Пароль:
Розділи новин
Історія Чернігова [45]
Легенди Чернігова [8]
Чернігівські князі [16]
Туристичні об'єкти [13]
Реклама
Новости туризма
Останні статті
Мы Вконтакте
Посилання

Новое на форуме
Туристичні блоги
Фото Чернігівщини
Статистика

Яндекс.Метрика

Пошук
Головна » Статті » Історія Чернігова » Легенди Чернігова

Bookmark and Share

Предания о святых Чернигова
Редкий город является средоточением стольких святынь, как Чернигов. Каждая из них имеет за собою более или менее глубокую древность и с каждой из них связаны сохранившиеся поныне предания о чудесах, ими содеянных.
На одной из трех финифтовых дощечек, прикрепленной внизу чудотворной Ильинской иконы Богоматери, находиться следующая надпись: «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 г., с 16 по 24 число апреля».
Об этом в книге «Руно орашенное» св. Димитрия Ростовского*) читаем:

Книга составлена им, в бытность еще иеромонахом и проповедником при Черниговском соборе.

«В царство пресветлаго Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всеятвеликия и малыя и белыя России Самодержца, содержащие престол архиерейства в Чернигове Преосвященному господину отцу Лазарю Барановичу, православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего севера, в лето от Рождества Христова1662 месяца апреля, в монастыре Ильинском, при игумене того же монастыря отцу Зосиме образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, в церкви, от 16 числа до 24, плакал. На сие чудо все люди города Чернигова со многим ужасом смотреша».

Летопись Величко (1, 23, 24) прибавляет: «Плакаше тогда пресв. Дева, жалующи православных христиан малороссиянов; верных Сына своего рабов, яко через незгоду, раздвоение и междуусобие едины уже смертоносным оружием докончившася другии з отчизны беднее в плене отвдошася, третьи имеяху отведены бытии, а четвертым предлежаша в отчизне главы положити, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобию готовившихся вождов своих».


Величко приводит и стихи какого-то малорусского стихотворца о плакавшем иконе Богоматери. О том же есть стихи у блаженного Иоанна Максимовича в книге «Богородице Дево» (л.18 и 19).
На другой дощечке, прикрепленной внизу иконы, говориться:

«В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин».

Об этом «Руно Орошенное» (изд. 1720 г.) повествует так:

«Егда попущением Божиим за грехи наши, в 1662 году, икона Богородичина плакаше, тихо нашедше, сарацины много весий окрест Черигова поплениша: иноци того Ильинскаго монастыря, не ведущее нашествия варварского, в обители своей сидяху. Единоя же пощи, в звещено было им о татарах. Тогда всю обуждшеся внийдоша в церковь, и в пещере преподобнаго отца нашего Антония скрышася. В полунощи же нападоша татаре на монастырь, и вбеше в церковь, адеже стояще чудотворная Пресвятой Богородици икона, серебрянными табличками, яко есть обычай, украшенная, многобезбожнии сотвориша пакости. Все иконы от мест своих на землю опровергоша. Всю утварь церковную взяша. Иконы же Богородици, на наместном месте стояей и сребных табличек на ней не коснушася. Яко же бо иногда заИелисея пророка, такого и зде поганов поразил Господь Бог слепотою, да недостойными руками не коснутся киота мысленнаго, ни в пещеру внийти к крыющимся в нем иноком можаху, аще и многащи покушахуся с возженною лучиною и обнаженными мечи, обаче аки веким отрываемы и изгоними, воспять возвращахуся. Сило то Пречистой Девы защищая иноков, сарацином входа в пещеру возбрани».
То же самое описывает Иоанн Максимович в книге своей «Богородице Дево».
Изложенное событие относится к 1662 г., когда подступили отряды татар. Они за одно с Юрием рыскали и около Нежина, а в предшествующем году захватили многих в плен около Стародуба и Мглина.
Древние чудеса Ильинской иконы Богоматери описаны двумя великими святителями церкви: св. Димитрием Ростовским и блаженным Иоанном Максимовичем.
Рядом с Троицким монастырем находиться старый, иссохшийся дуб, посаженный по преданию преподобным Антонием. Кора его употреблялась как целительное средство от болезней.
В Спасо-Преображенском соборе, основание которому положил Мстислав Удалой, сын Владимира, в воспоминание победы своей в единоборстве с косожкими великаном Редедею, был погрбен Игорь Ольгович, убытый в 1147 г. и причтенный к лику святых. Мощи его были перевезны из Копырева – конца Киевского – братом его Святославом Ольговичем и положены под теремом в 1150 г. Восемь лет спустя, подле Игоря были положены мощи блаженного митрополита Константина, скончавшегося в Чернигове.
Так гласит летописное предание, но где теперь эти мощи, перенесены – ли куда в другое место или скрыты под храмом – остается поныне неизвестным. На стене собора, с правой стороны от входа, сохранились иконы этих святых.
В Борисоглебском соборе, сооруженном кн. Давидом Святославовичем, о котором упоминалось выше, царские врата главного престола, по преданию, выкованы из двух серебряных идолов, найденных при закладке фундамента колокольни. В храме этом находиться чудотворная икона Божьей Матери, явленная в селе Репка и перенесенная оттуда Архиепископом Рогалевским, и склеп, в котором двести лет нетленно покоились мощи святителя Феодосия, сейчас причисленного к лику святых.


Категорія: Легенди Чернігова | Додав: chernigovec (19-Листопад-2010)
Переглядів: 1668 | Теги: легенды Чернигова, Чернигов, предания о святых, святые Чернигова | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar