О приключениях Седневской мумии - 14 Січня 2012 – Чернігів для туриста
Неділя, 11-Грудень-2016, 02.17.16
Вітаю Вас Гість | RSS
Форма входу
Логін:
Пароль:
Розділи новин
Анонси подій [222]
Всеукраїнські заходи [96]
Туристические отчеты [23]
Виставкова діяльність [81]
Знаменні дати [67]
Конкурси, змагання [48]
Новини турбізнесу [496]
Новини Євро 2012 [80]
Події міста [215]
Регіональні заходи [215]
Церкви Чернігівщини [13]
Суспільство [83]
Сторінки історії [153]
Оголошення [66]
Реклама
Новости туризма
Останні статті
Мы Вконтакте
Посилання

Новое на форуме
Туристичні блоги
Фото Чернігівщини
Статистика

Яндекс.Метрика

Пошук
Головна » 2012 » Січень » 14 » О приключениях Седневской мумии
14.27.33
О приключениях Седневской мумии
Самой знаменитой церковью Седнева всегда считалась деревянная Георгиевская – и из-за уникальных особенностей архитектуры, и благодаря мистическому ореолу, связанному со съемками «Вия». Однако не меньше тайн до сих пор хранит в себе и другой седневский храм – каменная Воскресенская церковь, в подземельях которой было найдено 44 мумии!
В 90-х годах ХVIІ столетия в Седневе под Черниговом основал свое имение черниговский казацкий полковник Яков Кондратьевич Лизогуб. Около 1692 г. он построил здесь церковь Рождества Богородицы – один из наиболее ранних образцов украинского барокко, позднее переименованную сначала в Благовещенскую, а затем и в Воскресенскую. Согласно другой версии, строителем седневского храма был сын Якова Лизогуба – Юхим Якович. Поскольку Воскресенская церковь была построена Лизогубами как родовая усыпальница, в подземном ее помещении – крипте хоронили членов семьи Лизогубов. Этот склеп был законсервирован еще в ХІХ ст. – к тому моменту он был уже переполнен, и захоронения стали производить рядом с церковью, о чем свидетельствует единственная сохранившаяся за храмом чугунная плита на могиле Евдокии Петровны Лизогуб, урожденной Бутковской (1791 – 1872).

Но уже не за горами были времена безбожного атеизма. В начале 20-х гг. ХХ в. по всей территории СССР прокатилась волна грабежей церковных захоронений – искали золотые кольца и кресты, другие ценности. Причем этим занимались не только вандалы и грабители, но и сама советская власть. 26 февраля 1924 г. Черниговский губернский исполнительный комитет принял решение о проведении исследований захоронений в склепе Лизогубов.

В этом же году Черниговский государственный музей (теперь исторический музей им. В.В.Тарновского) провел в церкви исследовательские работы. В южной и северной подземных камерах было обнаружено 44 захоронения XVII-XIX вв.., большая часть из которых хорошо сохранилась, поскольку имела место полная природная мумификация тел. В частности, одна из покойниц была погребена в традиционной украинской одежде ХVIIІ в., которая полностью сохранилась: очипок (чепец), шапочка-"кораблик”, сделанная из черного оксамита с серебряным позументом, кунтуш из дорогой ткани, украшенный ажурным позолоченным позументом, черевики (башмаки) на высоких деревянных закаблуках с острыми носками.

Причиной же природной мумификации стали исключительные условия церкви, которая была возведена на сухом грунте и имела нормальную влажность благодаря большому количеству извести, которая вытягивала и высушивала влагу в подземельях. Можно сказать, что микроклимат, сложившийся в криптах Воскресенской церкви был во многом аналогичен тому, который существовал в Антониевых пещерах Чернигова и пещерах Киево-Печерской Лавры. Только в отличие от монастырских подземелий, где сохранялись нетленные мощи монахов и святых, в седневском склепе нетронутыми тлением оказались останки вполне светских людей – можно сказать, простых смертных, хоть и дворянского происхождения…

Добро пожаловать на выставку… мертвецов!

Некоторые находки, обнаруженные в склепе и представляющие историко-культурную ценность, были переданы в Черниговский исторический музей. В его экспозиции и сегодня можно увидеть вещи и одежду из Седнева, например, все ту же шапочку-«кораблик» из женского погребения ХVIIІ в.

Дальнейшая же судьба найденных человеческих останков была весьма плачевной. Да и не все седневские мумии так же хорошо сохранились, как та, о которой речь шла выше. Один из участников уничтожения комсомольцами-атеистами родового склепа Лизогубов позднее вспоминал, что они с товарищами, попав в склеп, очень испугались как будто не тронутого тлением мертвеца, который через минуту на их глазах буквально рассыпался в прах…

Часть мумифицированных тел покойников также оказалась в музее, пополнив его запасники. Другую же их часть возили по всей стране (о,ужас!), показывая трупы на антирелигиозных выставках. В руках воинствующих атеистов это был мощное оружие против церковного «мракобесия». Мол, смотрите, люди добрые – никаких святых мощей не существует, это всего лишь естественный физический процесс - природная мумификация!

Первая такая выставка состоялась все в том же 1924 г. Есть сведения, что подобная антирелигиозная выставка имела место на Черниговщине и в 1930 г. в с.Козел (ныне пгт. Михайло-Коцюбинское). А уже в послевоенное время один совсем голый труп экспонировался на антирелигиозной выставке на территории Киево-Печерской Лавры.

В 1970-х гг., во время научно-исследовательской экспедиции членов Черниговской организации общества охраны памятников истории и культуры, в ограбленных подземельях Воскресенской церкви были обнаружены многочисленные остатки поломанных мумифицированных трупов вместе с остатками гробовых досок с характерными надписями XVII - ХVIIІ вв.. Тогда в государственные органы охраны памятников истории и культуры были отправлены соответствующие документы с целью сохранения хотя бы этих уцелевших фрагментов. Однако надлежащей реакции со стороны государственных органов так не последовало, поэтому почти все останки, кроме вывезенных в Киев, со временем просто пропали. Во время же последней реставрации Воскресенского храма в 1980-х гг. погребальные камеры полностью расчистили, после чего от погребений Лизогубов не осталось и следа…

Строитель Екатеринки похоронен в Седневе?

Однако одной седневской мумии все же удалось «выжить» - той самой, оказавшейся в Киеве, и которая в советское время экспонировалась в так называемом «Музейном городке» на территории Киево-Печерской Лавры. Собственно, именно это ее и спасло. Вскоре после того, как в декабре 1990 г. Воскресенская церковь в Седневе была передана вновь созданной церковной общине и стала опять действующим храмом, мумифицированные останки были ей возвращены - привезены из Киево-Печерской Лавры. После панихиды гроб с «новообретенными» мощами был установлен в склепе под южной частью храма, где находится и в настоящий момент.

Но остается пока еще открытым один очень интересный и важный вопрос – чьи это останки? Сам отец Евгений (Халимон) – настоятель Воскресенской церкви Седнева полагает, что мумифицированное тело, находящееся в склепе храма, принадлежит не кому-нибудь, а самому Якову Юхимовичу Лизогубу - одному из славнейших представителей знаменитого казацкого рода!

Я. Ю. Лизогуб (1675 – 1749) был назван в честь своего знаменитого деда, Якова Кондратьевича Лизогуба – героя взятия Азова 1696 г. После учебы в Киево-Могилянской коллегии, занимал «уряд» в правительстве гетманов И.Мазепы и И.Скоропадского, был Генеральным обозным, Генеральным бунчужным и Генеральным судьей Войска Запорожского, Стародубским полковником, представителем казачества в Малороссийской коллегии. Участвовал в войнах с поляками, турками, крымскими татарами. Его считают автором так называемой Лизогубовской летописи. Именно Яков Юхимович построил в честь деда и отца один из шедевров украинского барокко – Екатерининскую церковь в Чернигове. Последние годы своей жизни провел в Петербурге (1745-1749), куда прибыл в составе украинского посольства для решения вопроса о возобновлении института гетманства в Украине. Все это время посольство ожидало соответствующего решения Сената, а когда ему было разрешено собираться домой, Я.Ю.Лизогуб сильно заболел и вскоре умер. Похоронили его в Петербурге, на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

Поэтому весьма сомнительно, что сохранившаяся седневская мумия – это тело Якова Юхимовича Лизогуба. Во-первых, нет никаких сведений о перезахоронении его в Седневе. Во-вторых, поскольку его тело было предано земле на кладбище, останки никак не могли затем мумифицироваться и сохраниться до нашего времени. Возможно, что произошла некоторая путаница, связанная с тем, что в обеих версиях фигурирует Лавра – Киево-Печерская, в музее которой показывали мумию кого-то из Лизогубов, и Александро-Невская, где и был похоронен Яков Юхимович Лизогуб…

Яков, да не тот!

Однако еще более вероятно, что путаница связана скорее всего с самим именем Лизогуба - Яков. Вспомним, что так звали самого родоначальника знаменитой династии – Якова Кондратьевича Лизогуба, основателя седневской усадьбы. Естественно, что впоследствии это имя стало родовым – известно, по крайней мере, 5 представителей различных поколений Лизогубов, носивших его.

Не удивительно, что этих различных Яковов постоянно путают. Особенно часто путают Якова Юхимовича с его великим дедом – Яковом Кондратьевичем. Так, совсем недавно в одной статье пришлось прочитать следующее: «Кажуть, забальзамоване, муміфіковане тіло Якова Лизогуба все ще зберігається в крипті церкви - вже пішло четверте століття як». Нетрудно посчитать, что такой большой временной отрезок мог пройти только с момента смерти именно Якова Кондратьевича, умершего более 300 лет назад, в 1698 г., в то время как следующий в роду Лизогубов Яков Юхимович скончался в 1749 г. – «всего» чуть более 260 лет назад. Но Яков Кондратьевич никак не может покоиться ныне в Седневе – его усыпальницей стала возведенная его сыном Юхимом Яковичем часовня Св.Иакова, пристроенная к южной стороне Успенского собора Елецкого монастыря Чернигова.

Скорее всего, в заблуждение автора этой версии ввела табличка, висящая на стене Воскресенской церкви при спуске в склеп, на которой написано: «Усыпальница Якова Лизогуба». Сопоставление этой информации с тем фактом, что строителем церкви и основателем усадьбы в Седневе, к тому же еще и самым известным в истории представителем рода Лизогубов был именно Яков Кондратьевич, в итоге и привело к появлению «версии» о его погребении в седневском склепе.

Но если седневская мумия не принадлежит ни Якову Юхимовичу, и ни Якову Кондратьевичу, то тогда кому?

На этот вопрос, возможно, сможет пролить свет следующее собщение журнала «Червоний стяг»: «У березні 1930 р. у с. Козел ( тепер смт Михайло-Коцюбинське) відбулась антирелігійна виставка, на якій експонували муміфікований труп колишнього Городнянського повітового судді Я.Я. Лизогуба». Упоминаемый в этом документе Яков Яковлевич Лизогуб был правнуком Якова Юхимовича Лизогуба, жил во второй пол. XVIIІ-нач.XIX вв. Его супругой была представительница знатного казацкого рода Надежда Иосифовна Лысенко. Вполне вероятно, что мумия именно этого Якова и находится ныне в склепе Воскресенской церкви Седнева.

Попробуем полностью восстановить ход событий. После того, как мумифицированный труп Я.Я.Лизогуба сначала вдоволь повозили по антирелигиозным выставкам, в том числе и в с.Козел (1930), он затем был передан в музей Киево-Печерской Лавры, где после войны выставлялся «совсем голый», после чего в начале 90-х был возвращен в Седнев. Отец Евгений, зная, что это «мощи» Якова Лизогуба, искренне был уверен, что останки принадлежат Якову Юхимовичу – второму по значимости из Яковов Лизогубов, так как было известно, что первый – Яков Кондратьевич был похоронен в Чернигове.

А если это так, и наше предположение верно, то Андрей Иванович и Илья Иванович Лизогубы – хозяева и строители седневской усадьбы Лизогубов ХІХ столетия, памятник которым стоит с недавних пор при входе в усадьбу, приходятся родными племянниками человеку, мумифицированное тело которого находится в склепе под Воскресенской церковью – Якову Яковлевичу Лизогубу.

Иван Коцюра
www.gorod.cn.ua
Категорія: Сторінки історії | Переглядів: 908 | Додав: chernigovec | Теги: Воскресенская церковь, Яков Лизогуб, Иван Коцюра, мумия в седневе, Седнев | Рейтинг: 0.0/0
Новости по теме: Вічна пам'ять Героям Чернігівщини. Відео
Программа открытия туристического сезона 2015 в Чернигове
Обговорено перспективи розвитку туризму в Україні і на Чернігівщині під час війни на Донбасі
В Чернигове обсудят угрозы и перспективы развития туризма в условиях военной агрессии РФ
В художньому музеї відбувся благодійний концерт на підтримку української армії
Чернігівщина вшанувала 97-у річницю бою під Крутами. Фоторепортаж
План заходів з нагоди відзначення 97-ї річниці бою під Крутами
29 січня - всі у Крути
Сегодня Сосницкий литературно-мемориальный музей А. П. Довженко празднует свое 55-ти летие
Загадочная Черниговщина: от Сновянки до Мезина. Фоторепортаж
Верховная Рада Украины хочет изменить существующий закон о туризме
В Киеве состоялись сборы Черниговского землячества 2015
У Чернігівському історичному музеї відкрилася нова експозиція про бійців АТО
Гетманская столица приглашает на Рождество в Батурин
На Різдво у Чернігові відкриється фестиваль «Чернігівська коляда - 2015»
Погода, Новости, загрузка...
Всього коментарів: 0
avatar